Контакты вышестоящих организаций

ТФОМС Свердловской области филиал по Южному управленческому округу
г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 11
тел. (3439) 32-26-35, эл.почта: kamensk@tfoms.e-burg.ru
директор Коновалова Елена Петровна

Министерство Здравоохранения Свердловской области территориальный отдел здравоохранения по южному управленческому округу
г. Каменск-Уральский, ул. Синарская,7
Телефон (3439) 316-920,эл.почта: omsuzo@gmail.com
Начальник Крахтова Наталья Ивановна


Профсоюз ГБУЗ СО "Белоярская ЦРБ"

             

Внимание! Возможны противопоказания.
Необходима консультация специалиста!

Кабинет здорового ребенка

Печать PDF

 

Признаки психологического кризиса у подростков

Именно психологический кризис может быть причиной разрушительного поведения или суицида для ребенка или подростка. Будьте настороже и обратитесь за помощью к специалистам, если вы отметили указанные далее проявления:

 

Психологическая травма. Большинству суицидов или актов агрессии предшествует явная или скрытая от внешнего наблюдателя, но значимая для подростка психологическая травма.  К «срыву» в эмоциональном состоянии может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание со значимым человеком, родными, привычным укладом жизни, развод родителей, смерть или болезни близких, конфликт со сверстниками или учителями, обиды или травля, столкновение с моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и т.д. могут казаться подростку непереносимой трагедией. С учетом отсутствия собственного опыта преодоления невзгод психологическая травма может стать причиной невыносимой душевной боли и кризиса,  выход из которого подросток может увидеть в суициде или нападении на представителей травмирующей среды.

Если известно, что человек перенес психологическую травму или находится под воздействием травмирующих событий, это повод для настороженности и обращения за помощью!   

 

Изменения в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом крайней настороженности и внимательного наблюдения. В случае, если немногословный, замкнутый, стеснительный подросток в не свойственной для него манере начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом страдании или психологической травме, а он пытается скрыть свои переживания под маской беззаботности. Если активный, общительный подросток замыкается, становится скрытным, следует обратить на это внимание и постараться понять причины. Признаками депрессии являются снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, к жизни вообще.

Любое изменение привычного стиля поведения подростка должно насторожить окружающих. Причины могут быть различные, но достаточно часто это – проявления психологического кризиса с риском аутоагрессии или агрессии вовне.

 

Появление скрытности и уход в себя. Если замкнутость, скрытность, недомолвки становятся явными и длительными, когда подросток сторонится близких людей и друзей, это может быть проявлением самоизоляции и бегства от какой-то субъективно невыносимой для него ситуации. Даже, если внешне все в жизни подростка хорошо, необходимо понимать, что многие события и даже слова в этом возрасте могут восприниматься крайне остро и глубоко ранить.

 

Появление капризности и привередливости. Причины для тревоги в этом случае следует видеть тогда, когда такое свойство ранее было не характерно, либо заметно усилилось, особенно, в сочета6нии с другими признаками кризисного состояния.

 

Депрессия. Это болезненное состояние, проявляющееся сниженным настроением, чувством тоски или тревоги, ощущением упадка сил, потерей интересов и желаний, утратой чувства удовольствия, появлением ощущения и идей собственной неценности, порочности, ненужности окружающим. Вариантов протекания депрессии много, но большинство депрессивных подростков становятся замкнутыми, уходят в себя, сокращают круг общения и интересов, могут подолгу лежать в постели или сидеть в своем помещении. Большинство могут маскировать свои чувства, и невнимательные окружающие могут не замечать тревожных сигналов. При этом депрессия очень часто является причиной появления суицидальных тенденций. Необходим откровенный и доверительный контакт для прояснения переживаний и причин эмоционального снижения. Следует также помнить, что депрессия – это заболевание, не всегда имеющее понятные психологические предпосылки, а часто возникающее по биологическим механизмам.

 

Раздражительность и агрессивность. Многим актам самоубийства предшествует появление признаков общего недовольства, раздражения, гнева, ярости, появление жестокости к окружающим. Это может быть проявлением общего психического дискомфорта, и, нередко, может быть призывом душевно страдающего подростка обратить на него внимание, помочь ему. Несмотря на то, что подобное поведение может вызвать отторжение и неприязнь, необходимо обратить внимание на  подростков, для которых такая манера поведения не была характерна.

 

Нарушения аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

 

Раздача значимых вещей и подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков может происходить обесценивание того, что раньше было значимым. Это также проявляется через раздачу ранее ценных для них вещей. Возможно и игнорирование этих ценностей, когда человек перестает интересоваться одеждой, гаджетами, играми, любимыми ранее телепрограммами. Как показывает опыт, это — прямое указание на выход кризиса на фатальную стадию. В каждом случае необходимо серьезно разбираться с причинами такого поведения и намерениями потенциального суицидента.

 

Угрозы суицидом. Если подросток открыто высказывает намерение совершить суицид, необходимо отнестись к этому крайне серьезно. Это может быть прямым предупреждением о готовящемся самоубийстве. Необходимо терпеливо выслушать, предложить помощь, не терять из поля зрения. Такое поведение - прямое указание на необходимость консультации психиатра.

 

Предварительная подготовка к суициду. Сбор информации о способах самоубийства, интерес к ресурсам с суицидальной или агрессивной направленностью, вступление в сетевые группы с подобной тематикой. При внимательном отношении можно выявить склонность к разговорам о суициде как о легкой смерти, способе решения проблем, способе освобождения себя от страданий, а мира – от своей порочности или бесполезности. Возможно посещение кладбищ, появление разговоров о загробной жизни, интерес к опыту других самоубийц и т.п.

 

Особенности высказываний подростка. В речи человека практически всегда будет отражаться содержание важных для него идей. Значимая идея заряжена эмоционально, поэтому мысль о суициде подросток будет, пусть и завуалировано, но проговаривать. Это могут быть прямые сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Будущего не будет», «Я не вынесу это!», «Скоро все закончится». В речи могут появиться завуалированные под шутку или иронию высказывания о желании умереть, шутки о смерти. Прямое указание на необходимость бить тревогу дает появление в доме литературы по теме смерти и суицида, а также о массовых расправах, переписка в интернете на эти темы. Следует также обратить внимание, на человека, прощающегося при кратком расставании, будто при расставании навсегда.

Нередко потенциальный суицидент обозначает границы своей жизни в зависимости от значимых событий: «Если он уедет (уйдет от меня, исчезнет), то я не выживу», «Если она меня разлюбит, то и жить незачем» и т.д. Причиной суицида часто служат идеи самоуничижения и самообвинения. В речи это будет проявляться соответствующими высказываниями: «Я ничтожество!», «Я ничего из себя не представляю», «Я всем в тягость», «Меня просто терпят» и т.п.

При сообщении же о конкретном плане суицида необходимо немедленно обращаться за помощью психиатра.

 

Итак, изменения настроения, питания, изменения сна, изменения отношения к своей внешности, самоизоляция, интерес к теме смерти, нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), ухудшение работоспособности, изменение отношения к своим вещам и школьным принадлежностям, необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в размышлениях и т.п. могут свидетельствовать о проживании подростком кризиса и возможном суициде. Важную информацию можно получить от друзей и одноклассников: признаки самоизоляции, резкие перепады настроения, несвойственные раннее, агрессивность, аутоагрессию на словах и в поступках, изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

При появлении любых признаков кризиса срочно необходимо обращение к психиатру или обратиться для консультации на телефон экстренной психологической помощи. Это ситуация, в которой лучше проявить сверхбдительность, нежели не заметить признаков приближающейся беды и упустить шанс спасти жизнь человеку.  

 

Телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей 8-800-300-8383 (круглосуточный, анонимный, бесплатный). Телефон центра кризисной помощи для подростков: (8-343) 320-36-94.  

 

 

 

 

Профилактика механической асфиксии у детей

 

Асфиксия – удушье, вызванное сдаванием дыхательных путей закрытием их просвета слизью, пищей, сдавлением шеи, грудной клетки и живота, которое может привести к смерти ребенка.

У новорожденного это состояние  может быть вызвано в основном следующими причинами:

- Прикрытие дыхательных путей ребенка мягким предметом (подушкой, игрушкой) 

- Прикрытие дыхательных путей грудью матери во время кормления

- Попадание иногородних тел в дыхательные пути (мелкие игрушки, пуговицы, кольца, монеты и т.д.)

- Попёрхивание и попадание молока не в пищевод ребенка, а в гортань

- Частые срыгивания

- Сдавление области шеи цепочки с крестиком (талисманами) тесьмой с соской        

                                                   

Профилактика асфиксий

После каждого кормления ребенку следует дать возможность отрыгнуть воздух, заглатываемый с пищей.

Для этого его нужно подержать в наклонном положении (под углом 45 градусов, а не вертикально) в течение 10-15-мин. Для отхождения воздуха, заглатываемого во время кормления и ни в коем случае не класть сразу после кормления. Некоторые дети (особенно недоношенные или ослабленные) могут: срыгивать повторно, уже находясь в кроватке. Для предотвращения вдыхания содержимого поворачивайте голову младенца всегда набок. Если срыгивания частые и обильные, то это является поводом для обращения к врачу.

Если ребенок на грудном вскармливании, то важно, чтобы ребенок сразу захватывал грудь со всей ареолой соска, а не «насасывался» на грудь, заглатывая при этом воздух. При кормлении из бутылочки очень важно, чтобы в конце кормления ребенок, не высасывал пену, а: также, чтобы в ходе кормления соска была полностью заполнена молоком. При кормлении следите, чтобы ребенок не подсасывал воздух уголками рта. Между кормлениями малыша необходимо укладывать на живот.

Выбирая детское постельное белье и одежду, предпочтение следует отдавать товарам без всевозможных завязочек, тесемочек и т.д.

Вместо детского одеяла можно пользоваться специальным конвертом для сна, не использовать слишком большие «взрослые» одеяла. Можно использовать специальные сетчатые одеяла для младенцев.

Не следует вставлять надолго старших детей одних около новорожденного, надеясь на их взрослость и рассудительность, также класть спать младенца в одну кровать с ними. Да и совместный сон в одной кровати с родителями с точки зрения возможной асфиксии небезопасен.

     Совместным сон также может быть фактором риска удушения малыша. Хотя многие молодые мамы кладут с собой в постель малышей, оптимальным все же будет сон в родительской спальне, но не в родительской кровати. Поставьте детскую кроватку впритык к своей, опустите боковую решетку. С одной стороны, это обеспечит безопасность малыша, с другой – вы будите в непосредственной близости от своего ребенка, и вам не придется вскакивать ночью по несколько раз. Вам будет удобно ночью кормить кроху, а затем не вставая, перекладывать его в кровати.  

 

 

Детский травматизм

 

 

Знает даже... бегемот!

  Насколько важно делать прививки в детском возрасте?  К сожалению, некоторые родители сознательно отказываются от прививок, в то время как вакцинация - самый надежный способ уберечь своих детей от нежелательных болезней или их последствий. 

  В Кочневском Доме культуры прошла выставка детских рисунков. Среди всех работ особенно выделялся один - как бегемот пришел на прививку в больницу. Автор рисунка - Наташа Колясникова.   

 

 

 

Диспансеризация детей

Профилактические осмотры новорожденных проводит участковый врач-педиатр в первые три дня после выписки малыша из роддома, на 14-й и 20-й день. Затем в течение первого года жизни родителям необходимо приводить ребенка к врачу для оценки роста и развития крохи.
 
Детям старше года следует проходить диспансеризацию раз в год. Необходимо получить консультацию таких детских врачей, как невролог, ортопед (хирург), офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, логопед согласно графику проведения профилактических осмотров в зависимости от возраста ребенка.
 
Полученные данные обследований и анализов заносятся в медицинскую карту малыша, при необходимости (например, для поступления в ДОУ) заполняется специальная медицинская форма.
 

 

 

Режутся зубки

Прорезывание зубов у детей очень часто сопровождается явными изменениями в поведении ребенка, что иногда просто шокирует неподготовленных родителей.

 

У ребенка режутся зубы – чем помочь? Главное, что должна делать мама – это окружить своего малыша любовью и лаской. Когда у малыша режутся зубки, каждая мать стремится узнать, чем ему можно помочь.

 

Сроки прорезывания зубок у каждого малыша свои. Когда режутся зубки чем помочь своему ребенку и как снять боль думает каждая мама. Именно для ускорения и облегчения роста зубов существуют массажеры и гели.

 

У всех детей зубы режутся совершенно по-разному: у кого-то процесс зубов происходит безболезненно и никак не отражается на самочувствие малыша, а кто-то перед прорезыванием зубов становится беспокойным, капризным, плаксивым, «висит на груди» или же – если мама не кормит малыша грудью — просто на руках у мамы-папы, слюни текут рекой, десны припухают, краснеют, зудят, чешутся, или наоборот белеют. Часто малыши плохо спят, ночью постоянно просыпаются с криками. Также, когда режутся зубы, у ребенка часто повышается температура тела, появляется расстройство пищеварения. Очень важно правильно оценить симптомы и не спутать их с начинающейся вирусной инфекцией, простудой, гриппом, ОРВИ и др.

 

Процесс развития зубов ребенка начинается еще до рождения, а если точнее, то на 6-8-й неделе беременности. Сначала появляются 20 зародышей (зачатков) молочных зубов. Приблизительно на 20-й неделе беременности формируются зачатки уже постоянных зубов, они располагаются глубже молочных, прям под ними.

 

Молочные зубы начинают появляться у детей в среднем в возрасте 6-8 месяцев. Но бывают случаи, когда первые зубки начинают проклевываться в 3 месяца или в 11 месяцев. Просто для удобства везде берется средний возраст прорезывания зубов у среднего ребенка. Если отклонения от «нормы» незначительны, пусть они не вызывают у вас беспокойства, но если малышу уже больше года, а зубов еще нет, нужно обратиться к детскому стоматологу для обследования (врач сделает рентгеновские снимки для определения зачатков зубов в челюсти. Может оказаться так, что зачатков нет).

 

В среднем (опять же берется тот самый «средний» малыш) первые зубы появляются в течение седьмого месяца, но могут появиться только в 12 месяцев, и уже в 3 месяца, в редких случаях еще раньше, а бывает так, что малыш уже рождается с зубами. Это часто определяется наследственностью и другими факторами.

 

 

 

 

Берегите детей!

 

  

Мамам на заметку

 

 

Массаж для Вашего малыша. Как правильно делать?

Детям, особенно до года, показан общий массаж. Такой массаж развивает мышцы, гибкость суставов, а у более 80% малышей такого возраста наблюдается гипер- или гипотонус мышц. Все педиатры подтверждают благотворное влияние массажа на нервное и физическое развитие младенцев. Полезен общий массаж и деткам постарше. Массаж оздоравливает, снимает нервное напряжение, усталость. Простой массаж могут легко освоить и родители.

Приемы массажа надо подбирать с осторожностью – он должен вызывать исключительно положительные эмоции. Некоторые упражнения вам покажет педиатр. Ежедневный массаж можно начинать с 1,5-2 месяцев. Лучшее время для него – до еды или после, примерно через час. Чтобы малыш привык к упражнениям и положительно реагировал на них, не начинайте массаж, когда ребенок капризничает, плачет. Не применяйте ни каких массажных кремов, масел. Делайте упражнения теплыми, сухими руками, положив ребенка на мягкую, ровную поверхность, накрытую тканью из натурального волокна. Температура в комнате должна быть комфортной.

Методы массажа должны быть мягкими: поглаживание, похлопывание, растирание, разминание. Перед массажем подготовьте ребенка – ласково, доброжелательно поговорите с ним. Легонько разминайте и растирайте малыша, не причиняя боли. Спустя некоторое время, когда он будет подготовлен, усложните упражнения. Примените пощипывания, вибрацию, надавливания, не прилагая видимых усилий. Ребенок должен испытывать удовольствие и радость от упражнений. Даже легкие касания дадут положительный результат.

Особенно будьте внимательны, массируя конечности ребенка. Берегите его головку от толчков, придерживайте ее. Старайтесь не производить резких, энергичных движений. Делайте массаж спины, не затрагивая область позвоночника. Массируйте только мышцы и суставы. Все время наблюдайте за реакцией ребенка, делайте чаще те упражнения, от которых он получает особое удовольствие. Сразу прекратите массаж, если малыш недоволен, ему не нравится или он устал.

Начните массаж с простого поглаживания всей поверхности тела, рук, ладошек, ног, стоп. Такие приемы разогреют кожу, расслабят мышцы. Делайте поглаживания по направлению лимфотока к ближайшим лимфоузлам. Массаж рук – от пальцев к подмышечным впадинам, ножек – от пальцев стоп к паху. Живот массируйте, делая легкие круговые движения по часовой стрелке. Избегайте надавливаний на область печени (правое подреберье). Грудную клетку массируйте, поглаживая вверх-вниз 2-3 раза, потом по направлению ребер и вокруг сосков: левой рукой двигайтесь против часовой стрелки, правой – по направлению стрелки часов.

Если вашему малышу еще нет года, то все упражнения выполняйте мягко, касаясь его кожи только подушечками пальцев, делая движения по прямой линии, по спирали. Захватите кольцом своих пальцев поочередно ручки, затем голени ребенка. Движения рук должны быть встречные, скользящие, не сминающие кожу ребенка.

После подготовительных упражнений, можно выполнить более сложные — интенсивные, но бережные пощипывания длинных мышц спины, задней поверхности ножек, ягодиц. Ягодицы после разминания легко похлопайте, помните, как тесто. Все время помните, что делать это надо быстро, легко. Заканчивайте такие упражнения всегда поглаживанием. Массируя лодыжки, погладьте, разомните их, затем стопы и каждый пальчик отдельно. Для профилактики плоскостопия проведите указательным пальцем по каждой стопе 2-3 раза.

 В возрасте до 3-х месяцев делайте ребенку только простые приемы вибрации – легкое встряхивание и потряхивание. Только после трех месяцев можно применять в массажном комплексе похлопывание кончиками пальцев. Делайте массаж малышу играя, с шутками и песенками. Ему понравится.

 

 

Мамам за заметку: